Экспертиза

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ.

Предметом экспертизы является — оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям гос.охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, требованиям в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также результатом инженерных изысканий. Предметом экспертизы проектной документации и инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

Постановлением Российской Федерации от 2005 года №145 утверждено «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ГОС ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ», который определяет порядок проведения государственной экспертизы.

Порядок проведения негосударственной экспертизы определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 г. Москва «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Негосударственная экспертиза проводится:

а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;
  • проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3-4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • застройщиком или техническим заказчиком (далее — заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы;б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 31статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.

Понятия, применяемые в положении:

«Заявитель» — это заказчик, застройщик или уполномоченное лицо, обратившееся с заявлением о проведение гос экспертизы;

«Организации по проведению гос экспертизы» — это уполномоченные на проведение гос экспертизы органы исполнительной власти подведомственные указанному органу гос учреждения, гос учреждение подведомственное федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

«Этап строительства» — это объект капитального строительства или реконструкция объекта капитального строительства или части его, который может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.

Организация по проведению экспертизы обязана разъяснять бесплатно порядок проведения экспертизы, обеспечивать сохранность документов, представленных на экспертизу, принимать меры по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна при проведении экспертизы. Организация по проведению экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

Государственное учреждение подведомственное Федеральному агентству по строительству проводит экспертизы по следующим видам капитального строительства: а) объекты строительства и (или) капитальный ремонт которых предполагается осуществлять двух и более субъектов РФ; б) объекты строительства, реконструкции и(или) кап ремонт предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ; в) объекты обороны и безопасности и иные объекты сведения о которых составляют гос тайну; г) объекты культурного наследия; д) особо опасные и технически сложные объекты; е) уникальные объекты.

К категории «д» относят объекты атомной, энергетики, гидротехнические объекты, линии электропередачи, линии связи, объектов космической инфраструктуры, железно-дорожного транспорта, морские порты, автомобильные дороги федерально значения, опасные производственные объекты на которых получаются используются, уничтожаются опасные вещества в количестве превышающие предельно допустимые.

К уникальным относят объекты капитального строительства в проектной документации, которых предусмотрена одна из следующих характеристик:

высота более 100 м;

пролет более 100 м;

наличие консолей более 20 м;

заглубление планировочной части ниже чем объекты земли более чем 10 м;

конструкции в отношении которых применяются не стандартные методы расчета или разрабатываются не стандартные методы расчета.

Государственная экспертиза в отношении других объектов проводится уполномоченными на проведение гос экспертизы органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им гос учреждениям.

Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы.

Объекты, не подлежащие экспертизе

Не подлежат экспертизе проектной документации в отношении следующих объектов капитального строительства:

а) Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3х предназначенные для проживания одной семьи;

б) Жилые дома этажностью не более 3х состоящие не более чем из 10 блоком, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи;

в) Многоквартирные дома этажностью не более 3х состоящие не более чем из 3х блок-секций в каждой из которых находится несколько квартир и помещений общего пользования;

г) Отдельно стоящие объекты с количество этажей не более 2х общей площадью не более 1500 м и которые не предназначены для проживания граждан и проведения производственной деятельности;

д) Отдельно стоящие объекты этажностью не более 2х площадью не более 1500 м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не следует устанавливать санитарно-защитные зоны или санитарно-защитные зоны устанавливаются в пределах границ земельного участка на которых расположены такие объекты.

В случае если строительство объекта будет осуществляться с применением типовой проектной документации подлежат экспертизе независимо оттого что экспертиза проектной документации не проводятся.

Представление документов для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий представляются:

а) Заявление о проведение экспертизы, в котором указываются идентификационные сведения

1) об исполнителях – лицах, осуществляющих подготовку проектной документации и выполнивших изыскания

2) об объекте,

3) о заявителе.

б) копии правоустанавливающих документов на земельные участки.

в) копии градостроительного плана земельного участка;

г) проектная документации в соответствие с требованиями, установленными законодательством РФ;

д) Копия задания на экпертирование;

е) результаты инженерных изысканий в соответствие с требованиями законодательства РФ;

ж) Копия задания на выполнение инженерных изысканий;

и) документы, подтверждающие полномочии заявителя действовать от имени заказчика.

Экспертная организация вправе дополнительно истребовать от заявителя и конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также инженерных изысканий.

Данные материалы должны быть поданы в 5ти дневных срок с момента подачи заявления о проведении экспертизы. Не допускается истребование иных сведений.

Организация по проведению экспертизы в течение 3х (10 дней для федеральной) рабочих дней со дня получения заявления от заявителей осуществляет их проверку, после проверки комплексность установленная форма, наличие подписи, объем предстоящей работы по экспертизы заявителю представляется проект договора с расчетом размера платы за проведение экспертизы либо мотивированный отказ в принятие документов. В случае если недостатки в представленных заявителем документов можно установить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на возврате организацией по проведению экспертизы устанавливает срок по устранению этих недостатков не более 30 дней, в договоре оговариваются порядок и допустимые сроки внесения изменений проектной документации и допустимые пределы изменений в процессе проведения экспертизы.

Проведение экспертизы начинается после предоставления заявителем документа о внесения платы за экспертизу в соответствии с договором и завершается с выдачей организацией заключения экспертизы.

При проведении экспертизы организация вправе:

а) истребовать от органов власти, органов местного самоуправления и организаций сведения и документы необходимые для проведения экспертизы;

б) привлекать на договорной основе к проведению экспертизы другие государственные или не государственные организации, а также специалистов.

Результатом экспертизы являются выводы о соответствии (положительное заключение) и не соответствии (отрицательное) требованиям технических регламентов.

С выявлением недостатков (отсутствие и неполнота сведений, расчетов, чертежей) организация незамедлительно ставит заявителя в известность и устанавливает срок их устранения. В случае если эти недостатки невозможно устранить в процессе экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил организация вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора. Заключение экспертизы подписывается экспертами и утверждается руководителем организации по проведению экспертизы.

Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы установлены Приказом №887 от 09.12.2015г Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения экспертизы. При проведении экспертизы открывается дело экспертизы, эти дела относятся к архивным документам постоянного хранения, их уничтожение, а также исправление и (или) изъятие находящихся в них документов не допускается. В дело помещается заявление о проведение экспертизы, копии договора, документы, содержащие выводы сделанные привлеченными на договорной основе к проведению экспертизы организациями или специалистами, заключение экспертизы и иные, связанные с экспертизой документы, определенные законом.

Эксперты.

Исключительным правом подготовки заключения экспертизы обладают лица, аттестованные в порядке, установленном Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. При проведении экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства РФ. Никто не в праве давать эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации, требований технических регламентов и результатом инженерных изысканий, соответствие или не соответствие инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Эксперт не в праве участвовать в экспертизе, если результаты экспертизы представляют для него имущественный или личный интерес, в том числе если в подготовке проектной документации или выполнение инженерных изысканий участвовал он сам или его близкие родственники (родители, супруг, дети).

Функции.

Главной функцией Экспертного центра является проведение экспертизы проектов, документов территориального планирования и проектной документации в целях обеспечения конструктивной надежности, высокого качества архитектурных и градостроительных решений эксплуатационной безопасности. Экспертный центр, в соответствии с возложенной на него функцией оценивает соответствие проектов строительным нормам и правилам, техническим регламентам, национальным стандартам, передовому отечественному и мировому уровню; оценивает прогрессивность принятых технических решений и технико-экономических показателей, достоверность стоимости строительства; оценивает достаточность мероприятий возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; воздействие на окружающую среду. Координирует работу организаций участников проведения экспертизы и подготавливает сводные экспертные заключения. Рассматривает представленные в установленном порядке для согласования технико-экономические обоснования на строительство, реконструкцию и расширение здания на территории РФ. Проводит изучение и систематизацию передового опыта проектирования, строительства, экспертизы проектных документов и смет.

Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

Полномочия Экспертного центра.

Экспертный центр, на основе возложенных на него функций вправе проводить экспертизу проектной документации, отклонять или отправлять на доработку документацию по результатам экспертизы. Привлекать в установленном порядке для проведения экспертизы проектные, научно-исследовательские и другие организации, а также высоко квалифицированных специалистов, ученых. Оказывать на договорной основе консультационно-техническую и практическую помощь строительным, проектным и другим организациям, частным инвесторам. Принимать участие в разработке краевых нормативных документов в области архитектуры и строительства. Поддерживать в актуальном состоянии базу данных проектной организации. Негосударственная экспертиза обязана осуществлять контроль за выполнением технических регламентов и национальных стандартов, определяющих обеспечение качества проектирования и эксплуатационной безопасности строительной продукции.

Целями экспертизы являются   предотвращение создания объектов строительства, использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил. Экспертиза проектной документации заключается в проверке ее соответствия градостроительным регламентам, техническим регламентам, исходным данным, техническим условиям и требованиям к проектированию и строительству объектов. Документация, разработанная в соответствии с указанными исходными данными, техническими условиями и дополнительными требованиями органов, выдавших проект согласованию не подлежит.

Сводное заключение по результатам проведении экспертизы содержит совокупную оценку экономической целесообразности и техническую возможность реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, результатов инженерных изысканий, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов. Заключение органов специализированной экспертизы прилагается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью. Отрицательное сводное заключение должно содержать выводы о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков о недопустимости использования указанной документации для строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.